Дорогина Ирина Анатольевна, воспитатель
Проект «Формирование познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста»Содержание 1. Актуальность проблемы 2 2. Паспорт проекта 5 3. Перспективное планирование через реализуемые образовательные области 10 4. Работа с родителями 18 5. Ожидаемые результаты… 19 6. Список литература… 20 1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл» К.Е. Тимирязев В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н. Н. Поддьяков, А. Н. Поддьяков, О. В. Дыбина, О. Л. Князева). Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения. Проанализировав уровень исследовательской активности дошкольников, разработала проект «Маленький исследователь». Проект выстроен по принципу ненасильственного развития, в нем учтены возрастные особенности, интересы и предпочтения детей. В своей работе руководствуюсь программой дошкольного образования «Радуга» [С. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова и др. ; науч. рук. Е. В. Соловьёва], парциальной программой «Юный эколог» С. Н. Николаевой 1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА НАЗВАНИЕ «Маленький исследователь» Руководители проекта Воспитатели Интеграция образовательных областей Познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие. Возраст воспитанников Дети средней группы 5 лет Состав группы Воспитанники средней группы, воспитатели, родители воспитанников Тип проекта Групповой; долгосрочный; поисково-исследовательский. Вид проекта Исследовательский Срок реализации проекта Один год Проблема Кто такие исследователи? Цель проекта Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности. Задачи проекта 1. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями; 2. Развивать связную речь детей : побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью - доказательством; 3. Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира); 4. Развивать наблюдательность; 5. Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности; 6. Воспитывать такие качества как эмпатия, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач. Принципы Принцип научности: - предполагает подкрепление всех средств познания научно- обоснованными и практически апробированными методиками; - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования. Принцип целостности: - основывается на комплексном принципе построения непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности; -предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей. Принцип систематичности и последовательности: - обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников; - предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития; - формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания: - предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию; - обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка. Принцип доступности: - предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми; - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников; Принцип активного обучения : - предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач; -обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества. Принцип креативности: - предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций. Принцип результативности: - предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей. Методы и технологии реализации проекта Метод проекта; личностно-ориентированные технологии; познавательные занятия и игры - экспериментирования, беседы с детьми, продуктивные виды деятельности. Формы работы Совместная деятельность воспитателя с ребенком; Самостоятельная деятельность детей; Фронтальные занятия; Игры, развлечения; Наблюдения в природе; Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий; Беседы по теме эксперимента; Целевая прогулка. Этапы работы над проектом 1 этап: Подготовительный Мотивация детей. Определение цели и задач проекта. Анализ имеющихся условий в группе, детском саду. Разработка комплексно - тематического плана работы. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала. Создание условий для самостоятельной деятельности детей : создание центра экспериментально-поисковой деятельности; Организация образовательного экспериментально- поискового пространства в группе. 2 этап: Основной Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности Самостоятельная практическая деятельность детей по проекту. Привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей. 3 этап: Заключительный Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательно- исследовательской деятельности детей. Проведение Игры «Мы - исследователи» Предполагаемые результаты 1. Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире; 2. Создание единого инновационного пространства; 3. Чёткое выполнение поставленной задачи; 4. Повышение уровня мотивации к занятиям. Материалы Приборы-помощники: увеличительное стекло, чашечные весы, песочные часы, разнообразные магниты, бинокль. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки. Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, крупный и мелкий песок, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей. Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки – вкладыши от наборов шоколадных конфет. Технические материалы: гайки, винты, болтики, гвозди. Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, наждачная. Красители: ягодный сироп, акварельные краски. Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели. Деревянная палочка, вата, мензурки, воронки, шприцы (пластмассовые без игл) марля, мерные ложечки. Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, стеки, линейки, сито, таз, спички, нитки. Пуговицы разного размера, иголки, булавки, соломинки для коктейля. Игровое оборудование: игры на магнитной основе «Рыбалка», различные фигурки животных, ванна для игр с песком и водой. Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов. Клеенчатые передники, полотенца. 2. ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗУЕМЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ Образовательные области НОД Совместная деятельность в режимных моментах Самостоятельная деятельность детей Итоговое мероприятие Октябрь «Воздух – невидимка» Познавательное развитие Эксперименты: «Реактивный шарик», «Расширение воздуха», «Волшебный стакан», «Тяжелая газета или давление воздуха». Дидактическая игра «Свойства воздуха». Просмотр презентации «Охрана воздуха» Речевое развитие Беседа «Воздух – невидимка» -Беседа «Чистый воздух». Чтение сказки «Соломинка, пузырь и лапоть»; С. Маршак «Мяч», «Мыльные пузыри» Рассматривание иллюстраций в книгах. Художественно -эстетическое развитие Рисование «Полет на воздушном шаре» Рисование (нетрадиционное) : выдувание через соломинку. Социально- Коммуникативное развитие Инсценировка сказки «Соломинка, пузырь и Фотовыставка «Где работает воздух» лапоть» Физическое Утренняя Подвижные развитие гимнастика игры «Шарики»; «Пузырь»; Дыхательная Игры «Надуй гимнастика шарик»; «Ветерок» эстафеты с воздушными шариками Ноябрь «Вода – волшебница» Познавательное развитие ФЦКМ «Волшебница вода» Эксперименты: «Удивительное вещество - вода», «Сухой из воды», «Вода бывает теплой, холодной и горячей», «Как разделить смеси». Дидактическая игра «Свойства воды». Просмотр презентации «Круговорот воды в природе» Речевое развитие Беседа «Кому нужна вода» Чтение сказки «Федорино горе», «Мойдодыр» А. Введенский «Песенка о дожде», Н. Заболоцкий «На реке» Рассматривание иллюстраций в книгах. Художественно -эстетическое развитие Рисование «Идет дождь» Рисование акварельными красками, раскрашивание раскрасок Социально- коммуникативное развитие С-р игры «Стирка», «Мы готовим обед» Трудовое поручение «Мытье игрушек». Дежурство в уголке природы Фотовыставка «Мамины помощники» (полив комнатных растений, протирание пыли с листьев) Физическое развитие Утренняя гимнастика «Волшебница вода»; Пальчиковая гимнастика «Большая стирка», «По воду» Подвижные игры «Ручеек», «Путешествие капельки» Декабрь «Снег – снежок» Познавательное развитие Эксперименты: «Свойства льда», «Замершая вода», «Лед легче воды», «Замершая вода двигает камни». Дидактическая игра «Свойства снега и льда». Просмотр презентации «Снег» Речевое развитие Беседа «Защитные свойства снега» Чтение сказок «Снегурочка», «Морозко», стихов И. Суриков «Белый снег пушистый», К. Бальмонт «Снежинка» Рассматривание иллюстраций в книгах, Художественно -эстетическое развитие Рисование «Белый снег пушистый» Изготовление елочных игрушек «Ледяные фигурки» Рассматривание снежинок через лупу; Рисование снежинок Социально- коммуникатив- Инсценировка сказки Рассматривание следов на Фотовыставка «Снеговики» ное развитие «Снегурочка» снегу; Лепка снеговиков, постройка снежной крепости Физическое развитие Утренняя гимнастика «Зимние забавы»; Дыхательная гимнастика «Снежинки» Подвижные игры «Снежинки»; «Меткие стрелки» Январь «Я – человек» Познавательное развитие ФЦКМ «Основные системы нашего организма» Эксперименты: «Узнай по запаху», «Узнай, что звучит», «Узнай по вкусу» Дидактическая игра «Полезная еда», «Чудесный мешочек». Просмотр презентации «Строение организма человека» Речевое развитие Беседы «Зачем нужны уши, глаза, язык, т. д.», отгадывание загадок. Рассматривание иллюстраций в книгах. Художественно -эстетическое развитие Рисование «Дети делают зарядку» Слушание музыки Рассматривание иллюстраций в книгах, лепка, рисование. Выставка рисунков Социально- коммуникатив- ное развитие Инсценировка сказки «Красная Шапочка» С-р игры «Больница», «Семья». Фотовыставка «Моя семья» Физическое развитие Утренняя гимнастика «Мой организм»; Пальчиковая Подвижные игры «Пяточка, носочек», «Угадай, чей голосок». гимнастика «Моя семья» Февраль «В гостях у Карандаша Карандашова и Гвоздика Гвоздикова» Познавательное развитие ФЦКМ «Волшебные свойства магнита» Эксперименты: «Притягивание предметов к магниту», «Волшебный диск», «Притягивание к магниту через предметы». Дидактическая игра «Рыбалка» Просмотр презентации «Магнит» Речевое развитие Беседа «Какие предметы притягиваются магнитом». Дидактические игры : «Что лишнее», «Магнитная азбука» Художественно -эстетическое развитие Изготовление игры «Магнитная рыбалка» Рисование «Компас», «Магнит на холодильник» Выставка рисунков Социально- коммуникативное развитие С-р игры «Моряки», «Путешественники» Физическое развитие Утренняя гимнастика «Мой организм»; Пальчиковая гимнастика «Моя семья» Подвижные игры «Пяточка, носочек», «Угадай, чей голосок». Март «Чудеса растений» Познавательное развитие ФЦКМ «Уход растения- ми» за Эксперименты: «Растения «пьют» воду», «Дыхание листа», «Нужен ли корешкам воздух». Дидактическая игра «Как растет цветок» Просмотр презентации «Комнатные растения» Речевое развитие Беседа «Как мы ухаживаем за растениями» Дидактические игры : «Что нужно для роста растений», «Садовник» Художественно -эстетическое развитие Аппликация «Цветок для мамочки» Слушание Чайковский «Вальс цветов», «Красные маки» П. Рассматривание иллюстраций; рисование растений. Выставка рисунков Социально- коммуникативное развитие Организация огорода окне. на Дежурство лаборатории природы. в Физическое развитие Утренняя гимнастика «Мир растений»; Пальчиковая гимнастика «Цветы». Подвижные игры «Елочки, пенечки» Апрель «Земля – наш общий дом» Познавательное развитие ФЦКМ «Земля – наш общий дом» Эксперименты: «Вращение Земли вокруг Солнца», «Строители почвы», «Сквозь песок и глину», «Ищем воздух в почве». Дидактическая игра «Живое – неживое» Просмотр презентации «Глина, песок»» Речевое развитие Беседы «Почему происходит смена времен года», «Почему бывает день и ночь» Дидактические игры : «Времена года», «Части суток»» Художественно -эстетическое развитие Рисование «Глобус» Слушание песен «Земля в иллюминаторе» Рассматривание иллюстраций, глобуса, карты полушарий. Социально- коммуникативное развитие С– р игры: «Космонавты», «Полет на Луну». Рассматривание иллюстраций, с-р игры. Физическое развитие Утренняя гимнастика «Планета»; Пальчиковая гимнастика «Планеты». Подвижные игры «Море волнуется», «День – ночь». Май «Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко» Познавательное развитие ФЦКМ «Солнце- звезда» Эксперименты: «Влияние солнечного света на жизнь на Земле», «На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени». Наблюдение за солнцем. Дидактическая игра «Горячо – холодно» Просмотр презентации «Значение Солнца» Речевое развитие Беседы и рассуждения с детьми: «Как получается свет? Значение света в жизни Дидактические игры : «Кому нужно солнце» человека?». Художественно -эстетическое развитие Рисование «Солнечный день» Слушание песен «Светит солнышко для всех», «Солнышко- ведрышко» Рассматривание иллюстраций. Социально- коммуникативное развитие Инсценировка сказки «У солнышка в гостях». Рассматривание иллюстраций, с-р игры. Физическое развитие Утренняя гимнастика «Солнечные зайчики»; Пальчиковая гимнастика «Солнышко». Подвижные игры «Солнышко и дождик», «День – ночь». 4. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ 1. Анкетирование родителей. 2. Консультации: «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Научите ребенка любить живую природу», «Значение экспериментальной деятельности для детей», «Экспериментируем дома». 3. Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ (подбор материалов и помощь в оформлении лаборатории). 4. Наглядная информация (подборка иллюстраций, картин; сбор информации; 5. Создание совместных с детьми альбомов по проведению опытов; 6. Обмен опытом. 5. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности. Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире. У дошкольников развиты умения : наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам. Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих детей. Развито эмоционально-ценностное отношение воспитанников к природе родного края. Результатом реализации проекта является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм. Новизна опыта представлена разработкой • проекта «Маленький исследователь», где представлено комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования c учетом интеграции образовательных областей программы; • «Картотеки опытов по загадкам, поговоркам, сказкам»; • Мастер-класса по экспериментированию «Приключения Буратино»; • Изготовление магнитных игр «Рыбалка», «Красная Шапочка»; • Создание компьютерных презентаций «Загадки о воде, снеге, льде», «Что лишнее». Сильные стороны – использование метода проекта. "Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо, и где, и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов. Преимущества проектного метода: • является одним из методов развивающего обучения, т. к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; • повышает качество образовательного процесса; • служит развитию критического и творческого мышления. • способствует повышению компетентности педагогов. Слабые стороны - недостаточное обеспечение оборудованием для проведения индивидуальных экспериментов. Перспектива продолжить работу по развитию исследовательской активности в старшем дошкольном возрасте. Список литературы 1. Учебное пособие. 365 Научных экспериментов. 2. Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы?», сценарии игр-занятий для дошкольников. ТЦ СФЕРА, М., 2004г. 3. Дыбина О. В. «Ребенок в мире поиска», программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста». ТЦ СФЕРА, М., 2005г. 4. Дыбина О. В. «Что было до…» игры- путешествия в прошлое предметов, ТЦ СФЕРА, М., 2003г. 5. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: Занятия с дошкольниками. М., 2002г. 6. Дыбина О. В. Что было до. : Игры-путешествия в прошлое предметов. М., 1999г. 7. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом», занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. ТЦ СФЕРА, М., 2005г. 8. Иванова А. И. «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду», Человек. ТЦ СФЕРА. М., 2004г. 9. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду», пособие для работников дошкольных учреждений. ТЦ СФЕРА. М., 2004г. 10. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду». Миро растений. ТЦ СФЕРА. М., 2004г. 11. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. «Детское экспериментирование. М., Педагогическое общество России, 2005г. 12. Мадера А. Г, Пятикоп А. П., Репьев С. А. «Опыты без взрывов». М., изд. Дом Карапуз, 2005г. 13. Мейяни А. ; перевод с итальянского И. Э. Мотылевой «Большая книга экспериментов для школьников». ООО РОСМЭН – Издат, 2001г. 14. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. М. : Мозаика – Синтез, 2002. 15. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. – М. : Академия, 2005. 16. Николаева С. Н. Экологическая тетрадь для дошкольников М. : Просвещение, 2003. 17. Прохорова Л. Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников», методические рекомендации, под редакцией. 2-е изд. испр. и допол. М., АРКТИ, 2004 г. 18. Рыжова Н. А. «Что у нас под ногами?», блок занятий «Песок. Глина. Камни». М., через создание специально организованного ООО Карапуз – Дидактика, 2005г. (программа «Наш дом – природа»). 19. Рыжова Н. А. «Экологическое образование в детском саду», книга для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педагогических университетов и колледжей. М., изд. Дом Карапуз, 2001г. (программа «Наш дом – природа»). 20. Рыжова Н. А. «Наш дом – природа», блок занятий «Дом под крышей голубой». М., ООО Карапуз – Дидактика, 2005г. (программа «Наш дом – природа»). 21. Рыжова Н. А. «Почва – живая земля. Блок занятий «Почва», М., ООО Карапуз – Дидактика, 2005г. (программа «Наш дом – природа»). 28 января 2024 в 10:19
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.