Дорогина Ирина Анатольевна, воспитатель

Конспект НОД «Космические эксперименты»

 Образовательная область: «Познавательное развитие».

Тема: «Космические эксперименты».

Задачи:

1. Уточнить и расширить представления детей о космосе через знакомство с новыми понятиями (виртуальное путешествие, невесомость, спутник, кратер, отсек, марсоход) и проведение опытов и экспериментов.

2. Развивать творческое воображение и словесно-логическое мышление детей.

3. Воспитывать любознательность, доброжелательность и рассудительность.

Методы и приемы: словесные (рассказ, беседа, наглядные (рассматривание картинного материала с использованием ИКТ, наблюдение, демонстрация видеоматериала, практические (экспериментирование и метод игры); вопросы к детям, разъяснение и объяснение, педагогическая оценка; показ способа действия; создание игровой ситуации, загадывание загадок, внезапное появление объектов и звуковых эффектов.

Оборудование и материалы: мультимедийная установка, магнитофон; мягкие модули, столы, стулья, фартуки, карточки «Правила безопасности при проведении опытов и экспериментов», термос с горячей водой, стекло, чаша с мукой, мячи-прыгуны, стаканы с раствором спирта, пипетки, шпажки и тарелочки на каждого ребенка, баночки с подсолнечным маслом, влажные салфетки, разносы, контейнеры для мусора, обучающие карточки «Космос».

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель и дети входят в группу (зал).

- Ребята, вы любите путешествовать?

- Да!

- Расскажите мне о своих путешествиях. Где вы, в столь юном возрасте, уже успели побывать?

- Мы с семьей отдыхали в Турции. А мы летом ездили в Сочи…

- Сегодня мы с вами тоже отправимся в путешествие. И это будет виртуальное путешествие в космос! Слово путешествие вам хорошо знакомо. А что обозначает слово «виртуальное»?

- Выдуманное.

- Правильно, «виртуальное», то есть не настоящее, воображаемое. Я надеюсь, вы любите фантазировать?

- Да!

- Тогда не будем терять времени!

- Чтобы отправиться в космическое путешествие нам необходимо стать… Как называют людей, которые летают в космос и проводят там испытания?

Космонавты.

-Именно! Вообразим себя космонавтами?

- Да.

- У космонавтов есть специальные костюмы. Как же они называются?

- Скафандры.

- К сожалению, у нас с вами скафандров нет. Но, есть вот такие интересные фартуки и наша фантазия. Наденьте их и вообразите, что это скафандры.

- Передо мной настоящие космонавты! В таких скафандрах вам и открытый космос не страшен!

- Пора в путь! На чем же мы полетим?

- На ракете?

- У нас есть мягкие модули. Попробуем превратить их в ракету?

- Да.

-Предлагаю расставить их в форме круга (это будут наши посадочные места) и не забудем оставить место для посадочного люка. Расставляют модули. Занимаем места в ракете.

- Внимание! До запуска ракеты осталось 10 секунд.

- Ребята, распределите воздух таким образом, чтобы сосчитать от 10 до 1 и громко, отчетливо произнести слово «пуск». Набираем воздух через нос… Начинаем отсчет времени: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1. Пуск! Звучит аудиозапись шума взлетающей ракеты.

- Сейчас немного потрясет. Воспитатель с детьми имитируют тряску. Звучит космическая музыка. Воспитатель включает дисколампу.

- Ребята, что происходит? Воспитатель встает и начинает имитировать состояние невесомости.

- Это невесомость.

- Мы в космосе. Здесь земное притяжение отсутствует. Поэтому мы находимся в состоянии невесомости. Как же здесь красиво!

На экране появляется картинка с изображением планеты Земля.

- Ребята, посмотрите в иллюминатор. Что вы видите?

- Это наша Земля.

- Правильно, это наша родная планета – Земля. Так она выглядит из космоса. Какую форму она имеет?

- Форму шара.

- Земля - это огромный шар. Вы только посмотрите, какая она красивая! Ее часто называют «голубой планетой». Как вы думаете, почему?

- Потому что на Земле много воды.

- Молодцы! В солнечной системе есть 9 планет, среди которых самая уникальная планета – это планета Земля. Потому что только на ней существует жизнь. Но так было не всегда. Хотите узнать, как появилась наша планета?

- Да.

- Некоторые ученые предполагают, что первоначально Солнце было огромным раскаленным шаром. Однажды на нем произошел взрыв, в результате которого от Солнца откололись огромные куски, которые и стали называть планетами. Сначала наша планета была горячей, но постепенно она начала остывать. Посмотрите, у меня есть термос с горячей водой. Предлагаю пофантазировать и представить, что это наша горячая планета. Теперь я открою крышку и «наша планета» начнет остывать. Что при этом происходит?

- Образуется пар.

- Мы видим, как вода начинается испаряться. В холодном воздухе пар снова превращается в воду и начинает накапливаться. Это мы можем увидеть, если подержим над термосом стекло. Что произойдет, когда на стекле накопится слишком много капель воды?

- Они упадут обратно в термос.

- Вы правы. Именно так, по мнению ученых, вода в виде дождя упала на уже остывшую Землю, и образовался первый океан. А в океане возникла жизнь. К сожалению, точно узнать какой была Земля много миллиардов лет назад, невозможно, поэтому это только догадки ученых.

На экране появляется изображение Луны.

- Ребята, вы только посмотрите, мы пролетаем мимо какого-то небесного тела. Что это?

- Это планета.

- Может моя загадка поможет вам узнать эту планету:

То худеет, то полнеет,

Светит с неба, но не греет,

И на Землю лишь одной

Вечно смотрит стороной.

- Это Луна.

- Луна – это спутник земли. Как вы думаете, что такое спутник?

- Он вращается вокруг земли.

- Правильно, ребята, спутник - это небесное тело, которое вращается вокруг планеты. Луна - это ближайшее к земле небесное тело и единственное, где побывал человек. На Луне нет ни воды, ни воздуха, ни погоды. А ее поверхность усыпана кратерами – ямами, которые появились от ударов огромных камней-метеоритов миллиарды лет назад. Хотите увидеть, как это было?

- Да!

- Тогда, предлагаю пройти в соседний отсек. Воспитатель и дети подходят к столу, на котором стоит чаша с мукой.

- Ребята, посмотрите, перед вами чаша с мукой. Представим, что это поверхность Луны, покрытая космической пылью. А эти мячи – прыгуны – метеориты. Устроим атаку метеоритов на лунную поверхность? Предлагаю бросить «метеориты» с разной высоты, чтобы потом посмотреть одинаковые ли кратеры у нас образуются. Дети и воспитатель бросают мячи-прыгуны в чашу с мукой с разной высоты.

- Что происходит с мукой?

- В ней образуются ямки.

- Одинаковые ли они?

- Нет!

- От чего зависит размер ямок-кратеров?

- От размера мяча-прыгуна.

- А глубина ямки?

- От того, с какой высоты его бросили.

- Правильно ребята, чем выше мяч-прыгун от поверхности во время броска, тем больше скорость его полета, а значит, и ямка-кратер будет глубже. А размер метеорита влияет на размер образованного кратера. Посмотрите на экран. Это фотография поверхности луны с космоса. Похожа ли наша воображаемая лунная поверхность на настоящую?

- Да.

- Предлагаю вернуться в наш посадочный отсек и посмотреть, что мы пролетаем в данный момент.

На экране появляется изображение Марса.

- Это самая загадочная планета в нашей солнечной системе – Марс. Ее еще называют «красной планетой». Как вы думаете, почему?

- Потому что она красного цвета.

- Вы правы, именно потому, что она имеет красновато-коричневый оттенок поверхности. А загадочная она потому, что издавна люди верили, что на марсе есть жизнь. Как же называют существ живущих на Марсе?

- Марсиане.

- Кажется, они рады встрече с нами и шлют свой музыкальный привет! Потанцуем вместе с ними? Воспитатель включает музыкальную физминутку «Инопланетяне».

- Ребята, на самом деле, никаких марсиан человек на Марсе так и не обнаружил, хотя. может быть, он просто плохо искал. Зато посланные на планету марсоходы (космический аппарат, предназначенный для передвижения по поверхности планеты Марс) смогли обнаружить там самую высокую гору в солнечной системе, самый глубокую долину и самые обширные в солнечной системе пылевые бури, которые охватывают всю планету и могут длиться несколько месяцев.

Звучит сигнал тревоги на космическом корабле.

- Ребята, приборы показывают, что сейчас на Марсе как раз период пылевых бурь. Мы подлетели слишком близко, и наш космический корабль получил повреждения. Поэтому необходимо срочно вернуться на Землю. Пристегните ремни. Мы возвращаемся на Землю. Звучит аудиозапись приземления и посадки ракеты.

- Вот мы и дома, на родной Земле… Жаль только, что нам не удалось увидеть остальные планеты солнечной системы. Хотя, на космодроме есть лаборатория, в которой мы с вами сможем создать свой собственный космос. Вообразим себя учеными-исследователями?

- Да!

- Ребята, все объекты на космодроме находятся под охраной, поэтому чтобы попасть в лабораторию нам необходимо рассказать правила безопасности при проведении опытов и экспериментов. Они зашифрованы на этих карточках-подсказках. Попробуем их расшифровать. Воспитатель поочередно показывает детям карточки-подсказки с правилами проведения опытов. Дети называют правила.

- Можно задавать вопросы, слушать, смотреть, нюхать и трогать руками, только если разрешает взрослый. Нельзя пробовать на вкус, громко разговаривать и кричать, нужно быть аккуратным, чтобы ничего не разбить.

- Молодцы, ребята! Теперь мы можем пройти в лабораторию. Воспитатель и дети подходят к столу, на котором расставлены стаканчики со специальным раствором, чашечки с подсолнечным маслом, пипетки и шпажки на каждого ребенка.

- В стаканах на столе жидкость с очень резким запахом. Нюхать ее необходимо с осторожность. А пробовать на вкус ни в коем случае нельзя. Это будет наша космическая среда. В ней мы и будем создавать систему планет. Для этого нам необходимо набрать в пипетку немного масла из чашечки. Воспитатель и дети набирают масло в пипетку. Если дети не умеют пользоваться пипеткой, то воспитатель подробно объясняет им как это делать: возьмите пипетку в правую руку, как ручку или карандаш, только держите ее за резиновую часть. Сожмите резиновую часть пипетки указательным и большим пальцем, а затем опустите пипетку в масло, после чего резко разожмите пальцы и поднимите пипетку над чашкой. В пипетке оказалось масло.

- Теперь осторожно капаем в стакан большую каплю масла или несколько маленьких капель в одно и то же место (то сжимая, то разжимая резиновую часть пипетки указательным и большим пальцами правой руки). Понаблюдайте за каплей. В воде бы она всплыла и растеклась по поверхности круглым пятнышком жира. А в специальном растворе капля плавает красивым золотистым шаром. Это наша первая планета. Вы даже можете придумать ей название. Например, назвать ее своим именем. А теперь, пользуясь шпажкой или пипеткой, вы можете добавить новые планеты, соединить их в одну огромную или, наоборот, разделить на несколько. В своем собственном космосе вы - могущественные творцы! Дети самостоятельно экспериментируют и наблюдают за происходящим.

- Ребята, лаборатория закрывается, а нам пора возвращаться в детский сад. По дорожке из звезд мы пройдем, в детский сад прямиком попадем. Воспитатель и дети проходят по дорожке, выложенной из звезд.

- Понравилось ли вам наше виртуальное путешествие?

- Да!

- Что было в нашем путешествии самым интересным?

- Мне понравилось участвовать в образовании кратеров на Луне. Мне понравилось танцевать с марсианами. А мне больше всего понравилось создавать свои планеты…

(Если дети затрудняются в ответах, можно задать наводящие вопросы. Мимо каких планет пролетал наш космический корабль? Почему Луну называют спутником планеты Земля? Что такое кратеры? Кого мы встретили на Марсе? Почему нам пришлось прервать путешествие? Чем мы занимались в лаборатории на космодроме)

- А мне понравилось путешествовать с такими замечательными ребятами как вы!

- Ребята, на занятии нам удалось узнать много нового и интересного про космос и космические объекты, и мне бы очень хотелось, чтобы вы продолжили изучение данной темы. Ведь это так интересно! А помогут вам в этом познавательные карточки «Космос». До свидания ребята! Не забудьте рассказать своим друзьям о нашем замечательном путешествии!

28 января 2024 в 10:08

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.