Дорогина Ирина Анатольевна, воспитатель

НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебный магнит»


 Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»«Речевое развитие»«Социально – коммуникативное развитие»«Физическое развитие»

Виды детской деятельности : познавательно – исследовательская, коммуникативная, игровая, продуктивная, восприятие художественной литературы.

Задачи:

• Формировать представления о свойствах магнита;

• Развивать способность анализировать, делать выводы и умозаключения;

• Развивать стремление к познанию через творческо-экспериментальную деятельность;

• Воспитывать инициативность, самостоятельность.

Планируемые результаты:

Проявляет любознательность, активно участвует в экспериментальной деятельности, способен устанавливать причинно – следственные связи, стремится к

самостоятельному познанию и размышлению, умеет конструировать игрушки своими руками.

Материалы и оборудование:

• Конверт с письмом;

• Магниты разной величины;

• Варежка, с вшитым внутрь магнитом;

• Стакан с водой, скрепка с ниткой;

• Компасы;

• Сюрпризная коробка, в ней: пластмассовая ложка, резиновый шарик, деревянная пирамидка, стеклянная баночка, железная ложка, гайка, гвоздь;

• Картинки для составления схемы «Умный магнит»;

• Удочки по количеству детей;

• Для конструирования: две половинки рыбок, металлическая скрепка, клей – карандаш;

• Листы бумаги формата А-4;

Методы и приемы активизации познавательной деятельности :

• Проблемное общение;

• Экспериментирование;

• Метод алгоритма;

• Интригующее начало;

• Изготовление игры.

Содержание организованной образовательной деятельности 1. Организационный момент, эмоциональный настрой.

Проблемная ситуация:

Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы любите сказки. Я тоже люблю сказки, в них всегда есть волшебство и загадка. Я предлагаю вам поиграть и что-то новое узнать. Согласны?

-К нам из волшебной сказочной страны пришло письмо от сказочных героев. Хотите узнать, что в нем? Волшебное письмо можно взять волшебной рукавичкой(Беру письмо).

- Вы разгадали мое волшебство? Как с точки зрения науки объяснить мое волшебство(ответы детей)

Воспитатель: Скажите, что такое магнит(ответы детей)

Воспитатель: Такие предметы называются магнетическими. Предметы, из каких материалов магнит не притягивает(ответы детей)

Воспитатель: это не магнетические предметы. Свойство магнитов, притягивать предметы, называется магнитной силой.

Я не буду сразу раскрывать свой секрет, а предлагаю вам провести испытание магнита и доказать свои догадки. Согласны? (ответы детей)

Проходим за столы.

Воспитатель: Результаты занесите в лист наблюдений, проведите стрелки красным цветом от магнита к тем предметам, которые он притягивает.

2. Экспериментальная деятельность детей

Воспитатель: Что ж, давайте заглянем в рукавичку и конверт и проверим, правильны ли были ваши предположения (обнаруживаем магнит, железную пластину в конверте).

- Пора узнать содержимое письма. Просьба о помощи от Ивана Царевича: «Дорогие ребята, мне нужна ваша помощь! Мою невесту Василису Прекрасную похитил и держит в темнице Кощей Бессмертный. Чтобы вызволить ее и победить Кощея, нужен меч-кладенец, который хранится на дне глубокого колодца, наполненного водой. Я не знаю, как достать меч и прошу вашего совета, помогите!»

(Дети высказывают свои предположения).

Воспитатель: Давайте проведем опыт и узнаем, действует ли магнитная сила в воде

(в стакан с водой опускаем скрепку, привязываем магнит к нитке, опускаем, достаем).

Вывод: магнит сохраняет свои свойства в воде. Пошлем Иванушке посылку с магнитом.

А выводы не забудем занести в лист наблюдений.

3. Физкультминутка:

Сказка даст нам отдохнуть. Отдохнем — и снова в путь! Нам советует Мальвина:

— Станет талия осиной, Если будем наклоняться Влево - вправо десять раз. Вот Дюймовочки слова:

— Чтоб была спина пряма, Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам. Раз, два, три, четыре, пять, Повторите-ка опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Красной Шапочки совет:

— Если будешь прыгать, бегать, Проживешь ты много лет.

Раз, два, три, четыре, пять. Повторите-ка опять:

Раз, два, три, четыре, пять. Дала нам сказка отдохнуть! Отдохнули?

Снова в путь! (Дети повторяют описываемые движения.)

4. Воспитатель: Снова заглянем в письмо, а следующая просьба от Василисы Премудрой

«Маленькие мои друзья, меня похитила Баба Яга. Она нашла камень волшебный, притягивающий металлические предметы и не отпускает меня, пока я ей не расскажу про этот камень. Очень интересует ее вопрос как он появился и для чего нужен?» Беседа об использовании магнита человеком

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, откуда появился магнит? Я с удовольствием вам расскажу. Много-много лет назад люди нашли в горах минерал-камень черного цвета с красивым металлическим блеском. Назвали его магнетит. Ученые считают, что название «магнетит» произошло от названия города, вблизи которого его нашли – Магнезия. Люди делали из него украшения: серьги, браслеты, бусы. Даже считали, что он обладает лечебными свойствами, успокаивает и придает силы. Также они обнаружили необычное свойство магнетита - притягивать железо.

Кусочки магнетита называют естественными магнитами, но человек научился изготавливать магниты искусственным путем и использовать их для разных целей.

Воспитатель: Знаете ли вы, в каких предметах человек использует магнит? Есть ли у вас дома магнит?

У нас в группе? (Конструктор, магниты-значки, кукла на магните с одеждой и т. д.) Еще магниты используют в магнитофонных колонках – динамиках, в холодильниках, даже в сверхскоростных поездах вместо обычных колес и рельс человек придумал использовать магнит.

- Благодаря своей способности притягивать под водой, магниты используют при строительстве и ремонте подводных сооружений. С их помощью удобно держать инструменты.

- Как вы сможете помочь маме быстро собрать рассыпавшиеся иголки? (ответы детей) Воспитатель: Вот сколько полезных свойств у магнита. Ну что, вы запомнили, откуда появился магнит? Значит, отправим наш ответ Василисе Премудрой по адресу

«Дремучий лес, в Избушку на курьих ножках».

Воспитатель: Посмотрим, что же написано дальше в письме.

«Здравствуйте, ребята, я заблудилась. Отправила меня мама к бабушке отнести ей пирожки и горшочек с маслом, велела никуда не сворачивать, а идти только на юг, но я сбилась с пути. Помогите мне, пожалуйста, найти направление на юг и добраться до бабушки?»

Воспитатель: Ребята, как вы считаете, чем мы можем помочь Красной Шапочке? (ответы детей)

Воспитатель: Конечно, молодцы, ей поможет компас. Для чего его изобрели люди?

(ответы детей)

Воспитатель: Правильно. А давайте мы не только поможем Красной Шапочке найти дорогу, но и сами узнаем о том, как устроен компас.

5. Экспериментирование с компасом

Воспитатель: Самая важная часть компаса, это намагниченная стрелка, она поставлена на острие и свободно вращается. Концы стрелки окрашены в разные цвета: синяя стрелка показывает на север, а красная - на юг.

Воспитатель: Отправим компас Красной Шапочке?

Дети: Да, обязательно надо отправить.

Воспитатель: Какие вы молодцы! Помогли всем сказочным героям.

6. Динамическая пауза под музыку - «Красная Шапочка».

7. Конструирование игры «Рыболов»

Воспитатель: А ведь мы с вами своими умелыми ручками можем самостоятельно для себя изготовить игру-забаву с применением магнита. И порадовать себя, своих друзей или младших братишек и сестренок. Посмотрите на материалы, лежащие на столе, и скажите, как мы их сможем использовать для изготовления игры, и какое название придумать?

Конструирование (дети высказывают свои версии, закрепляем последовательность работы, приступаем к изготовлению игры: с помощью клея – карандаша склеивают две половинки рыбок, между ними металлическая скрепка)

8. Рефлексия

Воспитатель: Кто закончил работу, может поместить их на морское дно (в обруч) и половить удочкой (вместо крючка магнит).

Давайте полюбуемся на наших рыбок. Какие они? (Яркие, красивые). Почему они у нас такими получились?

Потому, что вы договорились между собой, распределили обязанности, работали аккуратно и дружно.

- Я приглашаю вас встать в круг. Вот ладошка правая,

Вот ладошка левая. И, скажу, вам, не тая,

Руки всем нужны, друзья, Добрые руки погладят собаку. Умные руки умеют творить.

Чуткие руки умеют дружить.

Воспитатель: Ощутите тепло рук ваших друзей. Пусть наши рыбки будут такими же дружными как мы.

Вам понравилось проводить опыты с магнитом? А что особенно понравилось?

Что показалось самым сложным?

28 января 2024 в 10:04

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.