Дорогина Ирина Анатольевна, воспитатель
НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебный магнит»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие» Виды детской деятельности : познавательно – исследовательская, коммуникативная, игровая, продуктивная, восприятие художественной литературы. Задачи: • Формировать представления о свойствах магнита; • Развивать способность анализировать, делать выводы и умозаключения; • Развивать стремление к познанию через творческо-экспериментальную деятельность; • Воспитывать инициативность, самостоятельность. Планируемые результаты: Проявляет любознательность, активно участвует в экспериментальной деятельности, способен устанавливать причинно – следственные связи, стремится к самостоятельному познанию и размышлению, умеет конструировать игрушки своими руками. Материалы и оборудование: • Конверт с письмом; • Варежка, с вшитым внутрь магнитом; • Стакан с водой, скрепка с ниткой; • Компасы; • Сюрпризная коробка, в ней: пластмассовая ложка, резиновый шарик, деревянная пирамидка, стеклянная баночка, железная ложка, гайка, гвоздь; • Картинки для составления схемы «Умный магнит»; • Удочки по количеству детей; • Для конструирования: две половинки рыбок, металлическая скрепка, клей – карандаш; • Листы бумаги формата А-4; Методы и приемы активизации познавательной деятельности : • Проблемное общение; • Экспериментирование; • Метод алгоритма; • Интригующее начало; • Изготовление игры. Содержание организованной образовательной деятельности 1. Организационный момент, эмоциональный настрой. Проблемная ситуация: Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы любите сказки. Я тоже люблю сказки, в них всегда есть волшебство и загадка. Я предлагаю вам поиграть и что-то новое узнать. Согласны? -К нам из волшебной сказочной страны пришло письмо от сказочных героев. Хотите узнать, что в нем? Волшебное письмо можно взять волшебной рукавичкой. (Беру письмо). - Вы разгадали мое волшебство? Как с точки зрения науки объяснить мое волшебство? (ответы детей) Воспитатель: Скажите, что такое магнит? (ответы детей) Воспитатель: Такие предметы называются магнетическими. Предметы, из каких материалов магнит не притягивает? (ответы детей) Воспитатель: это не магнетические предметы. Свойство магнитов, притягивать предметы, называется магнитной силой. Я не буду сразу раскрывать свой секрет, а предлагаю вам провести испытание магнита и доказать свои догадки. Согласны? (ответы детей) Проходим за столы. Воспитатель: Результаты занесите в лист наблюдений, проведите стрелки красным цветом от магнита к тем предметам, которые он притягивает. 2. Экспериментальная деятельность детей Воспитатель: Что ж, давайте заглянем в рукавичку и конверт и проверим, правильны ли были ваши предположения (обнаруживаем магнит, железную пластину в конверте). - Пора узнать содержимое письма. Просьба о помощи от Ивана Царевича: «Дорогие ребята, мне нужна ваша помощь! Мою невесту Василису Прекрасную похитил и держит в темнице Кощей Бессмертный. Чтобы вызволить ее и победить Кощея, нужен меч-кладенец, который хранится на дне глубокого колодца, наполненного водой. Я не знаю, как достать меч и прошу вашего совета, помогите!» (Дети высказывают свои предположения). Воспитатель: Давайте проведем опыт и узнаем, действует ли магнитная сила в воде (в стакан с водой опускаем скрепку, привязываем магнит к нитке, опускаем, достаем). Вывод: магнит сохраняет свои свойства в воде. Пошлем Иванушке посылку с магнитом. А выводы не забудем занести в лист наблюдений. 3. Физкультминутка: Сказка даст нам отдохнуть. Отдохнем — и снова в путь! Нам советует Мальвина: — Станет талия осиной, Если будем наклоняться Влево - вправо десять раз. Вот Дюймовочки слова: — Чтоб была спина пряма, Поднимайтесь на носочки, Словно тянетесь к цветочкам. Раз, два, три, четыре, пять, Повторите-ка опять: Раз, два, три, четыре, пять. Красной Шапочки совет: — Если будешь прыгать, бегать, Проживешь ты много лет. Раз, два, три, четыре, пять. Повторите-ка опять: Раз, два, три, четыре, пять. Дала нам сказка отдохнуть! Отдохнули? Снова в путь! (Дети повторяют описываемые движения.) 4. Воспитатель: Снова заглянем в письмо, а следующая просьба от Василисы Премудрой «Маленькие мои друзья, меня похитила Баба Яга. Она нашла камень волшебный, притягивающий металлические предметы и не отпускает меня, пока я ей не расскажу про этот камень. Очень интересует ее вопрос как он появился и для чего нужен?» Беседа об использовании магнита человеком Воспитатель: Ребята, а вы знаете, откуда появился магнит? Я с удовольствием вам расскажу. Много-много лет назад люди нашли в горах минерал-камень черного цвета с красивым металлическим блеском. Назвали его магнетит. Ученые считают, что название «магнетит» произошло от названия города, вблизи которого его нашли – Магнезия. Люди делали из него украшения: серьги, браслеты, бусы. Даже считали, что он обладает лечебными свойствами, успокаивает и придает силы. Также они обнаружили необычное свойство магнетита - притягивать железо. Кусочки магнетита называют естественными магнитами, но человек научился изготавливать магниты искусственным путем и использовать их для разных целей. Воспитатель: Знаете ли вы, в каких предметах человек использует магнит? Есть ли у вас дома магнит? У нас в группе? (Конструктор, магниты-значки, кукла на магните с одеждой и т. д.) Еще магниты используют в магнитофонных колонках – динамиках, в холодильниках, даже в сверхскоростных поездах вместо обычных колес и рельс человек придумал использовать магнит. - Благодаря своей способности притягивать под водой, магниты используют при строительстве и ремонте подводных сооружений. С их помощью удобно держать инструменты. - Как вы сможете помочь маме быстро собрать рассыпавшиеся иголки? (ответы детей) Воспитатель: Вот сколько полезных свойств у магнита. Ну что, вы запомнили, откуда появился магнит? Значит, отправим наш ответ Василисе Премудрой по адресу «Дремучий лес, в Избушку на курьих ножках». Воспитатель: Посмотрим, что же написано дальше в письме. «Здравствуйте, ребята, я заблудилась. Отправила меня мама к бабушке отнести ей пирожки и горшочек с маслом, велела никуда не сворачивать, а идти только на юг, но я сбилась с пути. Помогите мне, пожалуйста, найти направление на юг и добраться до бабушки?» Воспитатель: Ребята, как вы считаете, чем мы можем помочь Красной Шапочке? (ответы детей) Воспитатель: Конечно, молодцы, ей поможет компас. Для чего его изобрели люди? (ответы детей) Воспитатель: Правильно. А давайте мы не только поможем Красной Шапочке найти дорогу, но и сами узнаем о том, как устроен компас. 5. Экспериментирование с компасом Воспитатель: Самая важная часть компаса, это намагниченная стрелка, она поставлена на острие и свободно вращается. Концы стрелки окрашены в разные цвета: синяя стрелка показывает на север, а красная - на юг. Воспитатель: Отправим компас Красной Шапочке? Дети: Да, обязательно надо отправить. Воспитатель: Какие вы молодцы! Помогли всем сказочным героям. 6. Динамическая пауза под музыку - «Красная Шапочка». 7. Конструирование игры «Рыболов» Воспитатель: А ведь мы с вами своими умелыми ручками можем самостоятельно для себя изготовить игру-забаву с применением магнита. И порадовать себя, своих друзей или младших братишек и сестренок. Посмотрите на материалы, лежащие на столе, и скажите, как мы их сможем использовать для изготовления игры, и какое название придумать? Конструирование (дети высказывают свои версии, закрепляем последовательность работы, приступаем к изготовлению игры: с помощью клея – карандаша склеивают две половинки рыбок, между ними металлическая скрепка) 8. Рефлексия Воспитатель: Кто закончил работу, может поместить их на морское дно (в обруч) и половить удочкой (вместо крючка магнит). Давайте полюбуемся на наших рыбок. Какие они? (Яркие, красивые). Почему они у нас такими получились? Потому, что вы договорились между собой, распределили обязанности, работали аккуратно и дружно. - Я приглашаю вас встать в круг. Вот ладошка правая, Вот ладошка левая. И, скажу, вам, не тая, Руки всем нужны, друзья, Добрые руки погладят собаку. Умные руки умеют творить. Чуткие руки умеют дружить. Воспитатель: Ощутите тепло рук ваших друзей. Пусть наши рыбки будут такими же дружными как мы. Вам понравилось проводить опыты с магнитом? А что особенно понравилось? Что показалось самым сложным? 28 января 2024 в 10:04
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.